ТЕМАТИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН комплектования библиотечного фонда муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система»

ТТП1. Введение

  Тематико-типологический план комплектования является основным программным документом, определяющим политику формирования фондов МБУК «ЦБС».  ТТПК отражает количественную и качественную характеристику фонда: тематику, типы и виды документов, экземплярность поступающих в  фонд документов в целях наиболее оптимального обслуживания пользователей и сохранности фонда.

ТТПК систематически корректируется.

Структура ТТПК:

  1. Введение
  2. Состав и структура фонда
  3. Принципы и порядок комплектования
  4. Основные источники комплектования
  5. Бюджет комплектования
  6. Исключение документов из фонда

При формировании фонда МБУК «ЦБС» руководствуется следующими регламентирующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г., с изм. от 01.12.2014) «О библиотечном деле»;
  • Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
  • Закон ЯНАО от 06.1998 № 28-ЗАО (ред. от 27.10.2014) «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов»;
  • Приказ Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»;
  • Методические рекомендации по порядку отбора и изъятия изданий и материалов из фондов государственных, муниципальных библиотек, входящих в состав культурно-досуговых учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу;
  • Устав МБУК «ЦБС»;
  • Годовой план МБУК «ЦБС».

1.1. Социально-экономический и культурный профиль города Лабытнанги.

Муниципальное образование город Лабытнанги (далее — г.Лабытнанги) является административным центром, в состав которого входит микрорайон Обской и поселок Октябрьский.

Завершающее звено Северной железной дороги в г. Лабытнанги соединяет автономный округ с севером Западной Сибири и Европейской частью России. Город является перевалочной базой для освоения крупнейших газоконденсатных месторождений автономного округа.

Численность населения г. Лабытнанги на 01 января 2014 года составила                     26,4 тыс. человек.

Основу экономики г. Лабытнанги составляет производство обрабатывающей промышленности, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, розничная торговля и общественное питание.

Лабытнанги — научный центр Ямала. Более 50 лет здесь функционирует экологический научно-исследовательский стационар Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук.

На территории г. Лабытнанги функционируют 5 общеобразовательных организаций, 9 дошкольных образовательных учреждений, детско-юношеская спортивная школа «Юность», специализированная  детско-юношеская школа Олимпийского резерва им. Т. В. Ахатовой.

Начальное профессиональное образование жители города могут получить в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги по специальностям: повар-кондитер, мастер общестроительных работ, слесарь КИПиА, мастер по обработке цифровой информации, автомеханик, машинист ДСМ.

Сеть учреждений в сфере культуры представлена 4 муниципальными бюджетными учреждениями: Городской краеведческий музей, Централизованная библиотечная система, Централизованная клубная система, Детская школа искусств; двумя учреждениями СМИ: Газета «Вестник Заполярья» и Лабытнанги–ТВ.

 1.2. Анализ состава пользователей и читательского спроса

 Анализ состава пользователей

по возрасту:

Общее количество в том числе

дети

до 14 лет

молодежь

15-24

2014 7 596 4 014

1 358

Таким образом, основной контингент пользователей библиотек составляют дети в возрасте до 14 лет (53%) и лица старше 24 лет (29%).

Анализ читательского спроса

Количество

книговыдач

(всего)

ОПЛ ЕНЛ Техника Сельское

хозяйство

Искусство, спорт Филолог.науки,

худож. литература

2014 162 417 40 742 11 748 9 130 3 245 3 951

93 601

 

В отраслевой структуре книговыдачи наиболее востребована литература  общественно-политическая, а так же по филологическим наукам и художественная литература.

 2. Состав и структура фонда

Единый библиотечный фонд  МБУК «ЦБС» представляет собой систему фондов центральной библиотеки, библиотеки семейного чтения, библиотеки микрорайона Обская.

В фонд поступают различные виды документов, как на традиционных (бумажных) носителях, так и на нетрадиционных носителях : аудио-, и видеоматериалы, CD, DVD-ROM.

Единый библиотечный фонд универсален по тематике. Тематика комплектования определяется в соответствии с целями и задачами работы библиотек, с учетом наиболее полного удовлетворения  потребностей пользователей и запросов в читальных залах.

На 01 января 2015 года библиотечный фонд насчитывает  89 124 экземпляров документов. В составе фонда 79 531 печатных (в том числе, 2 568 экземпляров периодических изданий), 315- аудиовизуальных  и 9 278 экземпляров электронных документов. Фонд центральной библиотеки составляет 28 378 экземпляров (в том числе, 6 807 – электронные издания), фонд библиотеки семейного чтения – 43 437 (в том числе – 2 017 электронные издания), фонд библиотеки микрорайона Обская – 17 309 (в том числе – 454 электронные издания) экземпляров.

В составе единого библиотечного фонда выделены:

Основной фонд — включает отечественные и зарубежные издания, поступившие за все годы деятельности библиотек. В его состав входит учебно-методическая литература, справочно-энциклопедические издания, альбомы, атласы, официальные издания (сборники законодательных актов, нормативно-правовых документов и кодексов Российской Федерации), художественные и публицистические произведения отечественных и зарубежных авторов и т.д.

Фонд периодических изданий — представлен массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями. Подписная компания проводится 2 раза в год.Периодические издания приобретаются по заказам структурных подразделений МБУК «ЦБС», основываясь на запросы пользователей. Фонд размещен в читальных залах библиотек.

Фонд аудио- и видеоматериалов – содержит фонд аудио- и видео изданий различной тематики. Фонд расположен в читальных залах библиотек.

Фонд электронных документов– состоит из изданий на съемных носителях (компакт-диски, флеш-карты). Фонд расположен в читальных залах библиотек.

3. Основные источники комплектования

Основными источниками комплектования библиотечного фонда являются:

  • приобретение книг на основе предварительного заказа в издательских и книготорговых организациях;
  • получение обязательного бесплатного экземпляра в соответствии с Законом;
  • получение книг через обменно-резервный фонд ГБУ ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО»;
  • подписка на периодические издания;
  • получение книг от пользователей взамен утраченных.

Источники отбора документов в фонды: универсальные, тематические и отраслевые каталоги, списки литературы, представляемые издательствами и  книготорговыми организациями, в том числе через Интернет.

Этап планирования заказа включает: исследование рынка, определение примерной стоимости изданий, предварительные консультации с потенциальными поставщиками.

4. Общие параметры отбора документов в фонд

Общими параметрами отбора документов в фонд являются:

язык – доминируют издания на русском языке;

дата публикации –комплектуются текущие издания;

хронологическая глубина комплектования — последние  3 года, доминируют издания текущего года;

географический охват — местные, региональные, центральные.

5. Особенности комплектования фонда по видам документов

Формирование фонда МБУК «ЦБС»ведется с учетом особенности библиотек, обслуживающих детей и взрослых. Особое внимание уделяется приобретению учебной и справочной литературы последнего года выпуска на различных носителях, научно-популярным изданиям. Художественная классическая и современная литература приобретается по результатам работы с отказами, для поддержки обучающихся школ,   для удовлетворения запросов пользователей. Периодические издания приобретаются по заказам библиотек. Электронный фонд библиотек комплектуется в соответствии с образовательными программами.

6. Профиль комплектования по отраслям знаний

Степень наполнения тематико-типологических рубрик:

1 – Достаточно

2 – Малая экземплярность

3-Отсутствует

 

Индекс ББК

Тематика Виды изданий

Справочно-информационная литература

(ЦБ-БСЧ-БМО)

Учебники и учебные пособия

(ЦБ-БСЧ-БМО)

Научно-популярная литература

(ЦБ-БСЧ-БМО)

2

Естественные науки 2-2-2 1-1-2

2-3-2

22

Физико-математические науки 2-1-1 2-1-1 2-2-1
24 Химические науки 2-1-1 2-1-1

1-1-1

26

Науки о Земле 2-1-1 2-1-1

2-1-1

28

Биологические науки 2-1-1 2-2-1 1-1-1
3 Техника. Технические науки 1-1-1 1-1-1

1-1-1

31

Энергетика 2-1-1 1-1-1

2-1-1

32

Радиоэлектроника 1-1-1 1-1-1 1-1-1
34 Машиностроение 1-1-1 1-1-1

1-1-1

35

Химические производства 1-1-1 1-2-1

1-2-1

36

Пищевые производства 1-1-1 1-1-1 1-1-1
37 Производства легкой промышленности 1-1-1 1-1-1

1-1-1

38

Строительство 1-1-1 1-1-1

1-1-1

39

Транспорт 1-1-1 1-1-1 1-1-1
41/42 Растениеводство 2-2-2 2-2-1

2-2-2

43

Лесное хозяйство 2-2-1 2-3-2

2-3-2

44

Защита растений 2-2-3 2-3-3 2-3-3
45/46 Животноводство 2-2-1 2-2-2

2-2-3

47

Охотничье хозяйство. Рыбное хозяйство. 1-2-1 1-2-1

2-2-1

48

Ветеринария 1-3-2 1-3-2 1-3-2
51 Гигиена. Эпидемиология 1-2-2 1-2-2

1-2-2

52

Общая патология. Фармакология, фармация и токсикология 1-2-2 1-2-2

1-2-2

53/57

Клиническая медицина 1-2-1 1-2-2 1-2-3
58 Прикладные отрасли медицины 1-3-1 1-3-2

1-3-3

60

Общественные науки в целом 1-1-1 1-2-1

1-2-1

60.5

Социология 2-1-1 2-1-1 2-1-1
60.6 Статистика 1-1-1 1-1-1

1-1-1

60.7

Демография 2-1-1 1-1-1

2-1-1

63

История. Исторические науки 1-1-1 1-1-1 1-1-1
65 Экономика. Экономические науки 1-1-1 1-1-1

1-1-1

66

Политика. Политические науки 1-1-1 1-1-1

1-2-1

67

Право. Юридические науки 1-1-1 1-1-2 1-2-3
68 Военное дело 1-2-1 1-2-1

1-2-1

71

Культура. Культурология 2-2-2 2-2-2

2-2-3

72

Наука. Науковедение 1-2-2 1-2-2 1-2-3
73 Научно-информационная деятельность 1-3-2 1-3-2

1-3-3

74

Образование. Педагогические науки 1-2-1 1-2-1

1-2-3

75

Физическая культура и спорт 1-1-2 1-2-2 1-2-2
76 Средства массовой информации 1-2-1 1-2-1

1-2-1

77

Социокультурная деятельность в сфере досуга 1-3-2 1-3-2

2-3-2

78

Библиотечное дело 1-1-2 1-1-2

2-1-2

79

Музейное дело. Архивное дело 1-3-2 1-3-2 1-3-2

80

Филологические науки в целом 1-2-2 1-3-2

1-3-2

81 Языкознание 1-2-2 1-2-2

1-2-3

82

Фольклор. Фольклористика 1-1-2 1-3-2 1-2-2

83

Литературоведение 2-1-2 2-1-2

2-1-2

85.1 Изобразительное дело и архитектура 1-1-2 1-1-2

1-1-2

85.3

Музыка 1-2-3 1-2-3 1-2-3
86 Религия. Мистика 2-1-2 1-2-2

2-2-2

87 Философия 1-1-1 1-2-1

1-2-1

87.8

Эстетика 1-1-1 1-1-1 1-1-1
88 Психология 1-1-1 1-1-1

1-1-1

88.8 Детская психология 1-1-1 1-2-1

1-2-1

7. Бюджет комплектования

Финансирование приобретения литературы в библиотечный фонд осуществляется за счет окружных, муниципальных целевых средств и федерального бюджета.

ОДЦП «Культура Ямала (2011-2015г.)

250 000 руб.

МП «Развитие культуры в МО г. Лабытнанги»

13 000 руб.
ПП «Поддержка культуры в МО город Лабытнанги»

9 000 руб.

Субсидии на выполнении муниципального задания

70 000 руб.

Подписка на периодические издания

100 000 руб.

Приобретение изданий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8. Внесение изменений

При поступлении дополнительных финансовых  средств возможна корректировка ТТПК.

 9. Заполнение таблицы по предложенной форме (приложение 1)

Приложение 1

 

Индекс ББК

Рубрика

 

 

Имеется в фонде библиотек Комментарии

(анализ

достаточности)

Необходимо приобрести в фонд

в 2015 году

Официальные Справочные Учебные

 

Научно-

популярные

 

Из них

Официальные Справочные Учебные

 

Научно-

популярные

 

Из них

АДВ Электронные ресурсы АВД

Электронные ресурсы

2

Естественные науки 2-2-2 2-2-2 1-1-2 2-3-2 2-2-2 2-2-2 Библиотеки МБУК «ЦБС» на протяжении  ряда лет испытывали острый дефицит отраслевой литературы, популярных произведений художественной литературы.

В настоящее время ведется планомерная работа по качественному улучшению фондов библиотек.

1-2 1-2 1-2 2-3 1-2
22 Физико-математические науки 2-2-2 2-1-1 2-1-1 2-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

24

Химические науки 2-2-2 2-1-1 2-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2

26

Науки о Земле 2-2-2 2-1-1 2-1-1 2-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

28 Биологические науки 2-2-2 2-1-1 2-2-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

3

Техника. Технические науки 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

31

Энергетика 2-2-2 2-1-1 1-1-1 2-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

32

Радиоэлектроника 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
34 Машиностроение 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

1-235

Химические производства 2-2-2 1-1-1 1-2-1 1-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

36

Пищевые производства 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
37 Производства легкой промышленности 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

38

Строительство 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

39

Транспорт 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
41/42 Растениеводство 2-2-2 2-2-2 2-2-1 2-2-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

43

Лесное хозяйство 2-2-2 2-2-1 2-3-2 2-3-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 2-3 1-2

1-2

44

Защита растений 2-2-2 2-2-3 2-3-3 2-3-3 2-2-2 2-2-2 1-2 2-3 2-3 2-3 1-2
45/46 Животноводство 2-2-2 2-2-1 2-2-2 2-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 2-3

1-2

47

Охотничье хозяйство. Рыбное хозяйство. 2-2-2 1-2-1 1-2-1 2-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

48

Ветеринария 2-2-2 1-3-2 1-3-2 1-3-2 2-2-2 2-2-2 1-2 2-3 2-3 2-3 1-2
51 Гигиена. Эпидемиология 2-2-2 1-2-2 1-2-2 1-2-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

52

Общая патология. Фармакология, фармация и токсикология 2-2-2 1-2-2 1-2-2 1-2-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

53/57

Клиническая медицина 2-2-2 1-2-1 1-2-2 1-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
58 Прикладные отрасли медицины 2-2-2 1-3-1 1-3-2 1-3-3 2-2-2 2-2-2 1-2 2-3 2-3 2-3

1-2

60

Общественные науки в целом 2-2-2 1-1-1 1-2-1 1-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
60.5 Социология 2-2-2- 2-1-1 2-1-1 2-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

60.6

Статистика 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

60.7

Демография 2-2-2 2-1-1 1-1-1 2-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
63 История. Исторические науки 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

65

Экономика. Экономические науки 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

66

Политика. Политические науки 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
67 Право. Юридические науки 2-2-2 1-1-1 1-1-2 1-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

68

Военное дело 2-2-2 1-2-1 1-2-1 1-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

71

Культура. Культурология 2-2-2 2-2-2 2-2-2 2-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 2-3 1-2 1-2
72 Наука. Науковедение 2-2-2 1-2-2 1-2-2 1-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 2-3 1-2

1-2

73

Научно-информационная деятельность 2-2-2 1-3-2 1-3-2 1-3-3 2-2-2 2-2-2 1-2 2-3 2-3 1-2

1-2

74

Образование. Педагогические науки 2-2-2 1-2-1 1-2-1 1-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 2-3 1-2 1-2
75 Физическая культура и спорт 2-2-2 1-1-2 1-2-2 1-2-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

76

Средства массовой информации 2-2-2 1-2-1 1-2-1 1-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

77

Социокультурная деятельность в сфере досуга 2-2-2 1-3-2 1-3-2 2-3-2 2-2-2 2-2-2 1-2 2-3 2-3 2-3 1-2
78 Библиотечное дело 2-2-2 1-1-2 1-1-2 2-1-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

79

Музейное дело. Архивное дело 2-2-2 1-3-2 1-3-2 1-3-2 2-2-2 2-2-2 1-2 2-3 2-3 2-3

1-2

80

Филологические науки в целом 2-2-2 1-2-2 1-3-2 1-3-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 2-3 2-3 1-2
81 Языкознание 2-2-2 1-2-2 1-2-2 1-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

82

Фольклор. Фольклористика 2-2-2 1-1-2 1-3-2 1-2-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

83

Литературоведение 2-2-2 2-1-2 2-1-2 2-1-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
85.1 Изобразительное дело и архитектура 2-2-2 1-1-2 1-1-2 1-1-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

85.3

Музыка 2-2-2 1-2-3 1-2-3 1-2-3 2-2-2 2-2-2 1-2 2-3 2-3 1-2

1-2

86

Религия. Мистика 2-2-2 2-1-2 1-2-2 2-2-2 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
87 Философия 2-2-2 1-1-1 1-2-1 1-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

87.8

Эстетика 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

88

Психология 2-2-2 1-1-1 1-1-1 1-1-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
88.8 Детская психология 2-2-2 1-1-1 1-2-1 1-2-1 2-2-2 2-2-2 1-2 1-2 1-2 1-2

1-2

84

Художественная литература (произведения) 2-2-2 2-2-2 2-2-2 Художественная литература по школьной программе представлена в недостаточном количестве. Не хватает книг для младшей возрастной категории пользователей. 2-2-2

2-3

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *