12+Тематическая выставка «Александр Твардовский – поэзия и личность», к 110-летию со дня рождения русского писателя и поэта А.Т. Твардовского

Приглашаем всех любителей чтения познакомиться с материалами тематической выставки, посвященной выдающемуся поэту советской эпохи, лауреату Государственных премий СССР, участнику Великой Отечественной войны Александру Трифоновичу Твардовскому.

Александр Трифонович родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Отец его, Трифон Гордеевич, был человек грамотный и начитанный.  У Твардовских было относительно много книг, так что с творчеством А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова впервые Саша познакомился дома – их читали зимними вечерами вслух. Под влиянием великой русской классики мальчик рано начал сочинять стихи, выражая в них свои переживания, наблюдения и мысли.

В 30-е годы стали временем становления поэта. Он пишет эпические, сюжетные стихотворения – картинки с натуры, сценки, пейзажные и бытовые зарисовки. С написания поэмы «Страна Муравия» (1936г.), которая была положительно встречена читателями и критикой, как пишет сам Александр Твардовский, начинается его карьера как литератора, а период после характеризуется многими изменениями в его жизни.

Знакомство с войной у Твардовского произошло осенью 1939 года, он участвовал в боях за освобождение Западной Белоруссии.  В финскую войну поэт удостоился офицерского звания, и продолжал служить, но уже специальным корреспондентом воронежской газеты «Красная Армия», он продолжал оттачивать свое мастерство и писать, писать, писать. В эти годы он стал автором цикла поэзий «Фронтовая хроника».

Книга юбиляр 75 лет со дня выхода в печать

Самую большую популярность принесла поэту его поэма «Василий Теркин», которую он писал в военные годы. Он начал в 1941-м, и окончательный вариант сочинения отдал в печать в 1945-м. Ее публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии. Поэма написана доступным языком, ее отличает простая рифма, быстрое развитие сюжета. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа. Твардовский избрал единственно верную тактику построения поэтического произведения. Он понимал, что идет война, что его читатели, да и он сам, находятся на передовой и в любой момент могут погибнуть, поэтому он старался выдавать законченные истории. Каждая история начиналась и заканчивалась в одном номере газеты, и была как отдельное произведение.  «Василий Теркин» превратил Твардовского в культового военного литератора, и принес ему заслуженные награды. Он получил орден Отечественной войны I и II степени.

Поэтическим воплощением стали его знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом…» и «Я знаю, никакой моей вины…». Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи «Дом у дороги» (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой».

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей…

 

«Рассказ танкиста» о мальчике «лет десяти — двенадцати», указавшем танкистам, откуда бьет фашистская пушка. Но мало кто знает, что написано оно на основании реального события, рассказанного Твардовскому знакомым ему еще по финской войне майором Василием Архиповым. Случилось это осенью 1941 года во время боев за Полтаву. Танковая группа никак не могла пробиться к центру города из-за подавляющего огня противника. Маленький ребенок сумел найти позицию вражеской пушки и сообщить об этом танкисту. Сведения ребенка позволяют уничтожить пушечный расчет. Утомленный боем танкист успевает только сказать: «Спасибо, хлопец!» и пожать мальчонке руку.

… И это лестница из шпал,

Пройдя Заволжье,

Предуралье,

Взойдет отлого на Урал.

Урал, чьей выработки сталью

Звенит под нами магистраль…

После войны Твардовский продолжал активно писать. В 1950-1960-м годах он трудится над новой поэмой «За далью – даль». Основой поэмы являются размышления и воспоминания автора, вдохновившегося путешествиями по России, Уралу и Дальнему Востоку.  В течение всей поездки, которая длится всего десять дней, Александр Твардовский, размышляет о своей жизни и возносит в поэму свои воспоминания. Присутствуют в ней и диалоги с читателем, разбавляющие произведение и вносящие в него живые краски.

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

В 1967 году он приступил к написанию автобиографического произведения «По праву памяти». Эта поэма была написана в 1969 году, но издана спустя почти двадцать лет, в 1987-м. Дело в том, что главным героем произведения был отец Александра – Трифон Гордеевич, которого репрессировали в годы коллективизации. По этой причине поэма столько лет не печаталась, и к тому же отношение советских руководителей к автору «Василия Теркина» стало более чем прохладным.

Помимо поэзии Твардовский писал и прозу. Самыми лучшими его произведениями все же стали поэтические сочинения, но не менее интересными получились и сборники прозы. В 1947-м он издал книгу под названием «Родина и чужбина», в которой тоже поднималась тема Великой Отечественной войны.

Один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Издаётся в Москве с 1925 года.

Кроме писательской деятельности Александр Твардовский прославился и как журналист. В 1950 году он стал главным редактором издания «Новый мир», и оставался им до 1954-го. Потом был перерыв на четыре года, но в 1958-м его снова назначают на ту же должность. Эти годы были наполнены бесконечной борьбой с цензурой, которая пыталась «зарезать» много произведений талантливых литераторов. На их защиту вставал Твардовский, все чаще вызывая на себя недовольство советских властей. Александр приложил немало усилий, чтобы на страницах его журнала появились сочинения опальных поэтов и писателей. Он не боялся печатать Ахматову, Солженицына, Троепольского, Залыгина, Бунина.

На страницах журнала можно было прочесть произведения писателей-шестидесятников, высказывания противников сталинского режима. Своей первой серьезной победой Твардовский считал получение разрешения на публикацию произведения Солженицына.

Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие. Многие из его произведений не теряют своей актуальности и сегодня.
Дорогие читатели! Книжные издания, представленные на виртуальной выставке «Александр Твардовский – поэзия и личность» ждут Вас в фондах центральной библиотеки после снятия всех профилактических ограничений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.