Рубрика «История национальных костюмов»

Наш родной край – Ямал, на его территории проживают люди разных национальностей. Местные народности имеют свои традиции, свой уклад жизни. Национальные традиции коренных народов Севера не только живы, но и бережно передаются от поколения к поколению. Крайний Север — это суровый климат. И поэтому в первую очередь одежда должна быть удобной, теплой и комфортной. Давайте познакомимся с историей национальных костюмов народов Севера.

Изначально мужская и женская одежда – это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без вертикальных швов, из шкур лесных зверей, с опушкой из меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII – XIX веках и даже в начале ХХ века была распространена во всех группах народов вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами. Роль маркера прекрасно выполняли и выполняют  особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры – это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека.

Сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы,  в некоторых районах начинают носить малицы.

При небольших морозах поверх малицы надевали парку, глухую одежду мехом наружу. Делали ее из тонких шкурок оленьих телят. Её выкраивали вместе с затылочной частью капюшона из цельной шкуры, при этом на капюшон приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя. Отверстия от глаз и рогов зашивали, вводя в швы светлый мех и красное сукно. В отверстия у оснований ушей прикрепляли кисточки из цветных суконных полосок. Между подолом и пандой шла широкая орнаментированная полоса, выполненная техникой меховой мозаики. Такие же полосы орнамента украшали лицевой край капюшона и края парки.

Мужская обувь различалась по сезонам. Шили ее мехом наружу, с кантиками цветного сукна (красного, желтого, зеленого), проложенного в продольные швы. Обычно богато украшали перед и носок обуви. У лесных ненцев бытовала еще обувь, сплошь орнаментированная техникой меховой мозаики. Обувь под коленом подвязывали поясом, сплетенным из разноцветной шерсти.

 

Женская обувь имела те же форму и покрой, что и мужская. Характерная особенность меховой обуви женщин – украшение в виде поперечных полосок, расположенных спереди внизу голенища, и отсутствие полосок ниже колена, характерных для мужской обуви. В отличие от мужчин свою обувь женщины не подвязывали под коленом.

Женские головные уборы ненцев разнообразны. Наиболее распространен среди всех групп двойной меховой капор. Искусство шитья капора до сих пор живо на Ямале.

Сегодня среди народов широко распространена малица — мужская глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь. Она имеет пришитые рукавицы. Поверх нее носят рубаху из сукна, предохраняющую малицу от грязи и сырости.

Женская шуба паны имеет спереди разрез. Шьется она из двух слоев оленьего меха (один ворсом внутрь, другой ворсом наружу). К бортам пришиваются вышитые ленты и ремешки-завязки.

Мужчины и дети носят, так называемую глухую одежду, она защищает от холода и ветра, носится с большим напуском и подпоясывается. Женщины чаще используют в своем гардеробе распашную одежду, она удобна при пеших прогулках.

Украшают одежду народы Севера вышивкой. Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя. Вышивка подшейным волосом имеет разные варианты

Число профессиональных художников в округе невелико. По-разному складывается их творчество, но созданное ими представляет явление значительное и неповторимое, являющееся составной частью культуры Ямала.

В методическом пособии из серии «Уроки мастерства» народные умельцы делятся своим искусством с широким кругом читателей, интересующихся культурой народов Ямала.

В альбоме «Тайны мастерства. Национальная детская зимняя одежда» представлен процесс изготовления традиционной детской одежды.

В культуре коренных народов Севера всегда существовало особое отношение к детям: дети – это дар небес и большая радость для всей семьи. В процессе они не наказываются, не делают резких замечаний. Познание жизни у них происходит через подражание взрослым. В условиях традиционного образа жизни, дети носят национальную меховую одежду.

Мальчики с детства осваивают роль будущих оленеводов, охотников, рыбаков. С малолетства они имеют свой персональный пояс с символическими атрибутами: ножнами, чехлом для точильного бруска, оберегами. Их приобщают навыкам обращения с арканом, ножом, топором, ориентированию на местности, распознаванию следов и повадок животных и многому другому, что необходимо в условиях кочевого образа жизни.

Девочки приучаются быть хозяйками очага, приобщаются к рукоделию, ибо мастерство в традиционном быту ценится превыше всего. На севере говорят, у кого хорошая одежда, тот счастливый человек.

В возрасте от одного года до пяти-шести лет их одевают в меховую одежду – малицу – шубку глухого покроя, которая шьётся мехом вовнутрь и наружу. Малица удобна тем, что капюшон и рукавички пришиты к ее основе: ребенок защищен от ветра и холода.

Малица может быть ярко декорирована национальным орнаментом.

Капюшон малицы, выполненный из шкурки с головы оленя, сохраняет естественные очертания, отверстий для рожек и ушек, Все эти части оформляются орнаментом, полосками меха, ярким сукном. К рукавичкам, с нижней стороны, пришиваются колокольчики или бубенцы, назначение которых – быть оберегом, отгонять мелодичным металлическим звоном злых духов.

Так как в традициях коренных народов Севера нет ничего случайного, любой знак или символ имеют под собой глубокий смысл. Условное сохранение и яркое украшение всех деталей на шкурке с головы оленя говорит о том, что человек и олень неразделимы, являясь друг для друга основой жизни. От яркой отделки, использования колокольчиков вещь становится необыкновенной, привлекательной и любимой самим ребенком. Кроме того, малица очень удобна при детской активности: во время подвижных игр, прогулок. Часто, кувыркающиеся в сугробах ребятишки, напоминают забавных медвежат. С возрастом, начиная с шести-семи лет, для девочек и мальчиков изготавливают виды одежды, соответствующие женским и мужским.

Мастер-класс по изготовлению детской зимней одежды ведет Ендырева  Любовь Петровна, которая живет в селе Харсаим Приуральского района. С детских лет хантыйские сказки, легенды привили ей любовь и стремление к сохранению древних традиций своего народа. Уроки мастерства, полученные от матери, Любовь Петровна с радостью передает людям. Она талантливый и творческий человек. Принимает активное участие в районных, окружных, областных фестивалях и конкурсах

Мастер-класс Любови Петровны включает разделы:

Материалы и инструменты, необходимые для работы, технология изготовления орнамента, раскрой основных деталей, изготовление капюшона малицы, рукавов малицы, рукавиц, подклада малицы

Неизменным дополнением традиционного женского ненецкого комплекта одежды является меховая шапка, которая одевается в сильные морозы или во время дальних перекочевок, которая представлена в альбоме — Тайны мастерства. Ненецкая традиционная зимняя женская шапка-капор: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Л. Н. Салиндер : фот. цв.

Шапка шьется в форме капора из шкуры оленя, Использование данного материала очень удобно при покрое шапки, швы обрамляются бордюрным орнаментом. Вдоль лицевой части пришивают опушку, на которую идет от трех до пяти песцовых хвостов, иногда применяется белый пышный олений мех. Сзади к нижнему краю шапки крепят большое количество медных и железных украшений, которую закрывают всю спину. Они оттягивают край шапки вниз, прижимая его к ягушке, так, что холодный воздух не попадает под мех. При ходьбе подвески издают легкий перезвон. Данные украшения также служат оберегом. В некоторых семьях металлические подвески и бляхи передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Спереди шапка завязывается с помощью ровдужных ремешков.

Подклад для шапки изготавливается из меха зайца, песца или оленьего зимнего меха. Завершается оформление шапки тонкой окантовкой ее нижнего края жестким мехом из ног оленя (камусом) обычно белого цвета.

Мотышева (Яптик) Нэлли Нядмовна родилась в Харасавэйской тундре Ямальского района близ реки Тивтей-Яха, в семье оленевода. Мама с раннего возраста приучала ее навыкам рукоделия и шитья. В настоящее время мастерица живет в поселке Сё-Яха. Она открыла официально своё ателье, чтобы помогать другим в изготовлении традиционной одежды по пошиву  одежды.

С 1992 года Нэлла Нядмовна является постоянным участником выставок декоративно-прикладного искусства. Ежегодно на районном празднике «День оленевода» принимает участие в демонстрации комплектов национальной одежды. Имеет дипломы, благодарственные письма  Администрации Ямальского района.

Её мастер-класс включает разделы:

Материалы и инструменты, необходимые для работы

Подготовка основных деталей шапки-капора

Оформление основной затылочной части шапеи-капора

Изготовление опушки шапки-капора

Украшение шапки металлическими деталями

Одним из выразительных явлений в культуре северных народов являются меховые сумки. В условиях кочевого быта такие сумки имеют ряд преимуществ, так как занимают мало места в жилище, в нарте, а по мере расходования содержимого, соответственно, уменьшаются размеры мехового вместилища.

Изготовление традиционной женской сумки народа ханты «тучанг»: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Л. Н. Салиндер : фот. цв.

Изготавливается сумка из шкуры оленя лобной части или камусов.

Сумки бывают двух типов: сумка для хранения принадлежностей по рукоделию и вещевая (хозяйственная) сумка. Несмотря на имеющие различия в технике шитья, декорировании, сумки имеют одни и те же составные части: высокое устье, к которому пришиваются передняя и задняя стенки, дно и боковины, выполненные из одного полотнища меха.

Сумка для рукоделия имеет полуовальную форму, вытянутую вертикально; способ закрывания – затягивание вздержкой. Заднюю и переднюю стенки шьют из лобной части летней шкурки оленя. Она располагается таким образом, чтобы направление ворса было вниз. Верхние срезы обеих стенок прямые, нижние – закругленные. По всему контуру задняя и передняя стенки сумки могут быть оформлены орнаментальной полосой, а также родужной бахромой. К боковине сумки прикреплен игольник. Как правило, он также выполняется из ровдуги или полосы меха (с негустым ворсом)

Декорирование национальных сумок имеет множество вариантов, может использоваться бордюрный или розеточный орнамент, полосы темного или светлого меха, шахматное расположение кусков темного или белого меха, использование бисера. Оформление сумки может быть составлено с помощью использования бисера. В сумочках для рукоделия хранятся кусочки меха, полоски цветного сукна, орнаментальные заготовки, иголки, наперсток, сухожильные нитки и другие мелочи.

Данная сумка является часто используемым предметом в традиционном быту, находится под рукой мастерицы (в чуме – на краю спального места хозяйки, в период каслания – в женской нарте).

Накова РозаТимофеевна живет в поселке Зеленый Яр Приуральского района. В 2013 году Наковой Р. Т. присвоено звание «Мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел Ямало-Ненецкого автономного округа» Занимается изготовлением национальных изделий: традиционной летней и зимней одежды, национальных поясов, кукол «Акань». Все ее работы отличаются высокой техникой исполнения и соблюдением традиционных канонов, как в одежде, так и в обуви. Природное чувство сочетание цвета и материала создают неповторимость ее работ, что говорит о ее профессиональных качествах и о знании традиционной культуры коренных народов Ямала.

Работы Наковой Р. Т. находятся в художественном фонде изделий народных художественных промыслов и ремесел Ямало-Ненецкого автономного округа

Люди и сейчас и в древности понимали, как важно ценить опыт предыдущих поколений и накопленные ими знания, передавать его потомкам и хранить его. Именно благодаря культуре и наследию предков  народам Ямала удалось сохранить собственную самобытность. Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Очень важно чувствовать связь с предыдущими поколениями. Уважение к своим корням является истинным проявлением чувства любви к Родине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.