18+ Роман Михаила Елизарова «Библиотекарь»

Разобраться в литературном многообразии и выделить для себя выдающиеся экземпляры книг могут далеко не все. А если учитывать фактор постоянного роста молодых авторов и объемы издаваемых книг, то можно сказать, что таких людей единицы. Для того чтобы не тратить свое время в пустую в попытках откопать на страницах интернета интересующую вас книгу, мы подготовили этот цикл статей специально для вас. Доброго дня, дорогой читатель! На связи библиотеки города Лабытнанги.

Называйте это как хотите: «Списки», «Топы» или «Подборки». Мы стремимся поделиться с вами теми книгами, которые, на наш скромный взгляд, являются наиболее значимыми для всего литературного мира. Многие из них вам хорошо известны, о других вы даже не слышали, но, тем не менее, каждое из этих произведений привнесли в мир многое, за что их можно любить или ненавидеть, восхищаться или презирать, но не говорить о них просто невозможно. Поэтому #поговорим.

Сегодня мы обсудим тему «вселенских» заговоров, масонских обществ и мистических культов. О том, что скрыто от глаз обычных обывателей, что стремится оставаться в тени. И, как нам кажется, Михаил Елизаров точно об этом что-то знает. На повестке дня — «Библиотекарь». Интересный, спорный, необычный и захватывающий роман, который, наряду со всей своей мистикой, не обделен глубоким философским смыслом. Роман, снискавший признание аудитории еще в далеком 2008 году и получивший премию «Русский Букер».

Честно признаться, фантастические романы читать гораздо легче, чем серьезную, «глубокую» литературу. И, прочтя аннотацию книги, я решил, что и в этот раз будет так же, но как же я ошибался. Предвкушая сюжет, я ожидал нечто походящее на Бредбери с его «451°», а в итоге получил мистическую детективную историю с хорошим сюжетом и сомнительным и спорным финалом. Но, стоит оговориться сразу, финальная сцена показалась таковой исключительно мне, и этот факт никак не сказался на общем впечатлении от романа.

О чем же может быть роман, который носит название «Библиотекарь»? Конечно, о книгах, а если еще точнее – об определенных книгах, которые, по итогу, оказались непростыми носителями дум и мыслей автора. Обычный, ничем не выделяющийся, советский писатель по фамилии Громов, издает несколько шаблонных романов, а спустя некоторое время отведенный ему срок жизни подходит к концу, и он отправляется на покой в 1981 году. Его романы лежали никому не нужные, их не покупали, не читали. Как и со многими изданиями той эпохи, с ними поступали по-разному: сдавали на макулатуру, топили печь, отдавали в библиотеки. Именно в таких библиотеках, да еще, пожалуй, в нескольких клубах и больницах сохранились редкие, но все также никому не интересные томики Громова. Через пару десятилетий эти книги и вовсе были бы утеряны и забыты. Если бы не одно странное свойство. Каждое из произведений Громова, будучи прочитанным от начала до конца, за один раз, без пропусков, придавало своему читателю толику «волшебства». Книги наделяли читателя необычной силой, если можно так говорить. Поэтому у книг Громова появились свои ценители. Тайные общества читателей, настоящие ценители не самих текстов Громова, а того эффекта, которые производят на человека эти пресные и унылые  повествования. А книги впоследствии получили  «громкие» названия – Книга Силы, Книга Памяти, Книга Радости.

Но, как бы не было это странно, главный герой романа вовсе не Громов, а молодой парень Алексей Вязинцев. Он получает в наследство от почившего дяди квартиру, и отправляется на место его обитания с целью продать имущество. Алексей даже не подозревает, что дядя является хранителем одной из таких книг, и волею судьбы становиться вовлечен в водоворот событий. Вместе с недвижимостью он наследует право хранить у себя «драгоценную рукопись»  Громова и распоряжаться ей в будущем.  Все, у кого есть экземпляры книг Громова, носят титул Библиотекарь и распоряжаются трактатами по своему усмотрению, создавая очереди читателей, тех, кто сможет наслаждаться эффектом от прочитанного. Алексей становится одним из них, еще не ведая, какие проблемы это принесет ему в будущем.

Стоит ли говорить об очевидных плюсах? Конечно же, это великолепный слог автора, «легкий» и понятный. Структура самого произведения, хотя завязка слегка затянута, кульминация и финал бесподобны. Отдельно хочется отметить завершающую главу, слишком глубокий след она оставила. Прекрасно дополняют произведение слегка фантасмагоричные действия. Иногда кажется, что абсурдность ситуации «налицо», а после приходят мысли, что не настолько все происходящее нелепо. Одновременно страшные и восхитительные аллегорические сравнения автора, переплетение эпох, разносторонние взгляды на происходящее чрезмерно давят на читателя, запугивая и убаюкивая одновременно. Как мне показалось, есть в ней что-то «пелевинское», безнадежное и одновременно чарующее. В этой безудержной погоне не за смыслом написанного, а за чувством прочитанного, мне видится отражение «Эпохи», которую любили не за то, какой она была, а какой могла бы стать.

Пожалуй, это одно из тех произведений, которое трудно рекомендовать и едва ли его стоит читать каждому человеку. Мы очень надеемся, что судьба романов Громова не постигнет «Библиотекаря». А мы с вами прощаемся до следующей недели. Всего хорошего!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.