Когда важно быть услышанным…

«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее».

(Максим Горький)

 

Телефон доверия для детей и подростков – это возможность обратиться за психологической помощью в сложной ситуации, и быть уверенным, что тебя не оставят в беде, где бы и в какой ситуации ты не находился.

В нашей стране работает свыше 280 служб детских телефонов доверия, которые ежегодно принимают более полумиллиона звонков от детей и подростков. Чаще всего это проблемы взаимоотношений в школе, в семье, с друзьями и близкими.

Централизованная библиотечная система провела анкетирование среди пользователей библиотек, в котором приняли участие около 300 человек, из них 70% дети и подростки 9–17 лет. В анкете предлагалось задать свой волнующий вопрос, с которым хотелось бы обратиться по телефону доверия. Вопросы были самые разнообразные. Накануне Международного дня детского телефона доверия, который отмечается 17 мая, эти вопросы мы адресовали специалисту управления образования Лыковой Елене Сергеевне с уверенностью, что многие ребята получат ответы для решения своих непростых ситуаций или, что не менее важно, узнают, куда, к кому, по какому телефону можно обратиться за помощью.

 

  1. Скажите, пожалуйста, за последний год, какие тенденции в области нарушений прав детей удалось отследить? Нарушение каких прав происходит чаще всего в отношении детей?

Чаще всего случаи применения физического насилия, в основном, маленьких детей. Социальные педагоги в детских садах отслеживают, если ребенок пришел с синяками, ссадинами, начал всего бояться, появились замкнутость, страхи, они беседуют с родителями, выясняют ситуацию в семье, и выявляют, какое отношение в семье к маленькому ребенку. Что касается подростков, систематических случаев нарушения их прав нами обнаружено не было.

 

  1. А если говорить о нарушении права на образование, то в этой области какие возникают проблемы?

Есть родители, которые недостаточно занимаются своими детьми и вовремя не выходят в образовательные организации. Это все отслеживает управление образования. Буквально, в этом году было найдено 2 ребенка, которые не ходили в школу, сидели дома. Оба случая были оперативно разрешены.

 

  1. Как Вы считаете, какие проблемы требуют вмешательства в семью компетентных органов?

Проблемы, когда семья сама не может справиться с личной ситуацией, чаще всего это возникает при разводе родителей, и это самый большой процент обращений. Родители, разводясь, остаются врагами и, соответственно, волей–неволей становятся врагами своим детям, потому что дети тоже являются участниками этого процесса и страдают больше всего. Мы пытаемся помочь разобраться родителям.

  1. С недавних пор в стране заработал единый бесплатный телефон, позвонив по которому, дети могут рассказать о своих проблемах. Как работает система телефона доверия?

Да, действительно, существует единый национальный телефон доверия, который в течение суток принимает анонимные звонки. Но мы к нему никакого отношения не имеем, звонки обрабатываются в Москве или в других городах, где находятся специалисты детского телефона доверия. Звонки принимаются анонимно, поэтому неважно, откуда звонит ребенок: из Лабытнанги или из Южно-Сахалинска. Что касается городского телефона доверия, то раньше, когда мы были отдельным центром диагностики и психологической помощи, делались попытки организовать такой телефон, все сотрудники нашего центра по очереди отвечали на поступающие звонки. Сейчас такой телефон существует номинально, по нашей собственной инициативе, его никто не финансирует, но все постоянно требуют по нему отчета.

 

  1. Какие вопросы по Вашему телефону доверия наиболее популярны?

Чаще всего – это подростковые проблемы, проблемы взаимоотношений с родителями, невзаимная любовь. Сейчас в каждой образовательной организации есть психологи, которые работают с детьми, видят, отслеживают, порой дети сами обращаются.

  1. А родители? У них возникает не меньше проблем и вопросов во взаимоотношении с ребенком, к кому обращаться им?

Существует психологический барьер у родителей, они не хотят обращаться к школьному психологу, потому что боятся огласки их семейной проблемы, поэтому, когда у нас существовал центр диагностики, они приходили к нам, и мы с ними работали, рассматривали их ситуацию, предлагали решения. Сейчас, надеемся, что в скором времени, в нашем городе снова заработает подобный Центр, и мы сможем помогать и родителям, и детям.

 

  1. Так, все же кому больше требуется помощь: детям или их родителям?

Трудно сказать, я думаю, что 50 на 50. Очень часто и дети доводят родителей до абсолютного исступления, не понимая, или, наоборот, осознанно. Но не бывает кто-то один виноватым, просто необходимо разбираться в нюансах каждой ситуации и решать их без промедлений.

  1. Несколько вопросов из анонимной анкеты, которую мы проводили во всех библиотеках города. Мой сын худой, и поэтому он испытывает комплекс, а его заставляют носить классические брюки, форму. Что делать?

Вопрос необходимо разбить на две части. Он худой, потому что болеет? Значит, нужно решить эту проблему. И второй вопрос, конкретно психологический, он испытывает комплекс, значит у него какая-то неуверенность в себе, худоба – это только повод, это не основа того, из-за чего этот комплекс появился. Это проблема многогранная, зависит от возраста ребенка, от ситуации в семье, в отношениях со сверстниками и т.д.

 

  1. Как подросткам 13-14 лет вселить уверенность?

Наличие большого количества комплексов у детей — это одна из самых сложных задач в подростковом возрасте. Необходимо разговаривать, убеждать, приводить примеры, и только доверительное отношение с близкими, взрослыми людьми, только они способны изменить ситуацию.

 

  1. Как справиться с волнением на экзамене? 17 лет.

В каждой школе обязаны проводиться занятия по психологической подготовке к экзаменам, тренинговые упражнения, дыхательную гимнастику и целый комплекс других упражнений, как вообще вести себя во время сдачи ЕГЭ, для того, чтобы волнение тебя не захлестнуло.

 

  1. Как определиться с будущей профессией? 16 лет.

Сейчас в школах должны быть курсы, на которых ученикам рассказывают о разных профессиях, помогают узнать больше. Раньше, когда мы были центром, мы занимались профдиагностикой и профконсультированием и в дальнейшем, надеемся, снова этим заниматься.

  1. Как говорить с детьми о современной обстановке на Украине? Многих этот вопрос волнует.

Это, кстати, очень сложный вопрос и я думаю, что в каждой семье он решается по-своему, но мне хочется сказать, что мнение не должно быть однобоким, иначе никогда не получить объективности информации. Нужно выслушивать разные мнения, разных людей: тех, кто в Украине живет, и тех, кто смотрит со стороны. Как показывает практика, верить нашим СМИ не всегда возможно, кстати, это один из способов научить ребенка критичности – это важно. Очень часто мы воспитываем детей в таких позициях: книжку прочитал, телевизор послушал, верь этому, там правду говорят. Нет, нужно учиться доверять своей голове, своему сердцу, доверять своим близким и не боятся разговаривать друг с другом.

 «Дети – живые цветы земли…» — однажды скажет Максим Горький, цветы яркие, радующие своей красотой, но ранимые и беззащитные. За ними нужен уход, нужна забота и любовь. И неважно, что растет, красивая, но колючая роза, привередливая орхидея или гордый Ирис – надо принимать своих чад любыми, уважать их мнение, любить безгранично и безусловно. И, если возникают проблемы, необходимо решать их без промедлений: словом, делом, взглядом, с помощью телефонного звонка или книги.

В библиотеках нашего города родители и дети найдут необходимую литературу по вопросам взаимоотношений в семье, помощи ребенку, советам мамам и папам. Но бывают ситуации, которые не прописаны ни в одной книге, для этого и существует детский телефон доверия, где разговаривают и со взрослыми, и с детьми, где помогают, поддерживают и сочувствуют, куда можно позвонить в любое время суток. Главное, никогда не отчаиваться, любить, уважать, чувствовать, уметь верить и доверять.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *