12+ Информационно-познавательный сюжет «В мире древнерусской культуры»

Сегодня мы совершим путешествие в старину и узнаем о Святой Руси, о далёких временах, о людях и об их культуре.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

Хочется обратиться к словам императора Александра I “Русский народ достоин знать свою историю”.

 

Наша страна Россия и возникла она давно, у неё древняя и интересная история.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

Начало Родины твоей.

 Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала… .

Хотите узнать, как жили наш народ в Древней Руси? Древняя Русь — это 9-13 века а значит больше 11 веков прошло с того времени, о котором я вам сейчас буду рассказывать. Наши предки называли себя славянами. Славяне – это славный народ, прославляющий свою Родину, потому что  люди Древней Руси были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.

Из старинных книг известно, какими были славяне: круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Одежда была домотканая. Чуть позднее появилась юбка, состоящая из несколько полотнищ – понева, так ее называли. В торжественных случаях на голову женщины одевали кокошник. Мужчины, носили просторные рубахи, на ногах лапти. Деревянная изба зимой топилась по-черному, т. е дым выходил через слюдяное окошко. Богатые люди, князья, бояре  жили в высоких домах-теремах. Воспитывали их кормилицы, няньки, дядья – брат жены. Но и знатные люди и простой народ любил повеселиться. Для богатых – пиры, соколиная и псовая охота, игрища, турниры.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русский люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Богато было народное устное творчество в древней Руси. Народ создавал песни — веселые, грустные, боевые, колыбельные. Рассказывалось множество сказок. В речи сверкали меткие поговорки и пословицы.

К концу X в. относится возникновение нового героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Народ сложил былины — величественные поэмы о могучих богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о веселом и сметливом Алеше Поповиче. Крепко стояли они на границах Руси. Не пропускали врага к Киеву.

В Киевской Руси былины пелись часто в сопровождении гусляров, еще и еще раз закрепляя в памяти народа наиболее яркие события, имена героев, их подвиги.  И бились они храбро за «землю Русскую» да «за вдов, за сирот, за бедных людей».

В былинах, сказках, пословицах виден ум народа, его богатая художественная фантазия, его размышления о прошлом и мечты о будущем. Трудовые люди того времени отражали в творчестве не только свою жизнь с ее радостями и печалями, но и свои надежды, мысли о будущем. В ту пору, когда лошадь была самым быстрым средством передвижения, народ уже мечтал в сказках о ковре-самолете, который нес бы человека по воздуху, быстрый как ветер.

Мечтал человек о великой мудрости, о покорении сил природы. «Похотелося Вольге много мудрости»,- говорит былина о своем герое Вольге Святославиче. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях.

Древняя Русь славилась своими искусными ремесленниками. Ремесло развивалось и в деревнях — там были свои кузнецы, строители, гончары, специалисты по кожевенному делу. Гончары выделывали на гончарном кругу множество разнообразной глиняной посуды совершенной формы и красивой отделки с цветной глазурью — кувшины, блюда, миски — и детские игрушки.

В древней Руси в ручных домницах варилось немало металла. Из него кузнецы выделывали множество сошников, серпов, ножей, гвоздей, подков, замков.

Особенно славились мастера по оружию. Выделывались обоюдоострые мечи (т. е. острые с двух сторон) и боевые щиты, крепкие брони и кольчуги — боевые защитные рубахи из металлических колец. О русском оружии шла громкая слава.

Славились киевские ювелиры — мастера по тонкой обработке драгоценных металлов, делавшие украшения, посуду. Славились мастера чеканки, гравировки, золочения.

Художники-мастера иногда расписывались на своем произведении: на дне великолепной чеканной чаши, найденной в Новгороде, есть надпись: «Братила делал», а на другой: «Коста делал».

Мастера подолгу учили подмастерьев и молодых учеников, передавая им секреты своего искусства.

Таким образом, основой древнерусской культуры стало богатое наследие древних славян: мифы и сказания, резьба по камню и по дереву, гончарное искусство и искусство древних кузнецов.

В 988 году Владимир крестил Русь.  Христианство пришло к нам из Византии. Принятие христианства повлияло на развитие русской культуры, привело к возникновению новых культурных явлений, прежде всего появлению и распространению письменности.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в городскую среду. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи, как я говорила, и на ремесленных изделиях. На Руси грамотными были даже женщины. До нас дошли документы, подписанные Анной Ярославовной – дочерью Ярослава Мудрого, выданной замуж  за короля Франции.

Древняя Русь знала письменность еще и до принятия христианства. Существовали древнейшие рукописи, написанные «русскими письменами».

Позже русские буквы были усовершенствованы, и утвердилась славянская азбука, которой написано большинство дошедших до нас древних русских документов. Эти буквы не совсем походили на теперешние. Буква А называлась «аз», буква Б — «буки». От названия этих букв и произошло слово «азбука».

Все книги были тогда рукописными: печатать книги еще не умели. Бумаги тогда не было, и писали на тонко обработанной телячьей коже (пергаменте) гусиными перьями или палочками. Книги создавались медленно и стоили дорого. Русские люди очень ценили книги. Писали и на бересте, выдавливая или прорезывая буквы. При раскопках в Новгороде нашли несколько сотен писем древних русских людей друг к другу, писанных на бересте.

К числу книг, предназначенных для богослужения, относятся наиболее ранние древнерусские рукописи. Самая ранняя точно датированная древнерусская рукопись, так называемое Остромирово Евангелие, написанная в 1056–1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, представляет собой сборник текстов из Евангелий, расположенных в том порядке, в каком они читались во время службы. Рукопись украшена великолепными миниатюрами с изображениями евангелистов и богатым орнаментов заставок и инициалов.

В монастырях возникали первые исторические труды, в которых по порядку, год за годом, записывались важнейшие события. Год назывался «лето», поэтому погодную запись стали именовать летописью. Одна из древнейших русских летописей — «Повесть временных лет» — составлена в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором. Она рассказывает о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Многочисленные летописцы продолжали эту летопись в разных городах древней Руси.

Летописи — замечательный памятник, которым мы гордимся. Они запечатлели множество событий прошлого. Летописи рассказывают нам о нашей истории.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Другой литературный жанр, в котором уже во второй половине XI в. были созданы оригинальные произведения — это агиография, жития святых. Образцом произведений, посвященных первым русским святым — Борису и Глебу, сыновьям Владимира — это «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора, написанное в 80-х гг. XII в., и «Сказание о Борисе и Глебе», созданное в среде клира посвященной этим святым.

Еще до Нестора жил другой крупный литератор Древней Руси Иларион, митрополит Киевский.  Ярким писателем XI в. был митрополит Илларион, автор известного «Слова о законе и благодати». Оно написано  в жанре слова  — торжественного и обучающего обращения. В этом произведении четко обозначена мысль о необходимости единства Руси.

Незаурядным писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ правителя, затрагивало насущные вопросы современности (необходимость сильной княжеской власти, борьба с набегами кочевников и т. д.). «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

К 1185 году относится еще одно важное событие в культурной жизни Руси. В этом году князь Северский Игорь отправился в военный поход против половцев. «Слово о полку Игореве»  стало самым известным памятником древнерусской литературы. Много грозных событий произошло в последующие века; много и славных страниц в истории нашей Родины.

Широкие международные связи Древнерусского государства обусловили интерес к иностранной литературе. Ярослав Мудрый заботился о переводе книг с греческого языка на русский. Эта работа продолжалась и позднее. Кроме богослужебных книг и житийной литературы  были переведены исторические произведения – византийские хроники, воинские повести и т. д. Переводчики иногда творчески перерабатывали и дополняли подлинники.

К XI в.  относиться и становление первой библиотеки — при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.

“О светло светлая и прекрасно изукрашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками несточимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, диковинными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными большими городами, славными селянами, монастырскими садами, храмами Божьими и грозными князьями, честными боярами и многими вельможами. Всем ты преисполнена земля Русская, о, правоверная вера христианская…” Так поэтично говорит о Руси автор “Слова о погибели Русской земли”, живший в далеком XIII веке.

Таким образом, литература Древней Руси опиралась на два важнейших источника: устное народное творчество и христианскую традицию.

С крещением Руси на древнерусскую почву пришла христианская архитектура и христианское изобразительное искусство.

Здесь необходимо упомянуть русское деревянное зодчество — одно из наиболее значительных и выдающихся проявлений художественной и строительной культуры России и русского народа, восходящее к народной архитектуре славянских племён. Зодчество – это древняя архитектура деревянная и каменная. Вероятно, деревянными были первые православные храмы Руси. Существует версия, что ещё в 1-й половине X века в Киеве был построен упоминающийся в летописях храм Ильи Пророка. В 989 году из дуба был возведён 13-главый Софийский собор в Великом Новгороде. Он сгорел незадолго до открытия нового каменного собора. Первый Успенский собор в Ростове тоже был построен из дуба в XI веке и сгорел в 1160 году. В 1184 (или в 1185) году пожар уничтожил 32 церкви Владимира.

Одним из первых каменных христианских храмов, построенных еще в конце X в., была двадцатипятиглавая церковь Богородицы в Киеве, так называемая Десятинная церковь, она называлась так, потому что все отдавали десятую часть своих доходов на ее строительство и была рузрушена после взятия города татаро-монголами.

Успехи славян в развитии хозяйства, их объединение в едином государстве, героическая борьба за независимость способствовали развитию культуры.

Русские мастера-умельцы с большим искусством возводили сложные деревянные и каменные постройки: оборонительные стены на высоких земляных валах, богатые хоромы и терема знати, красивые храмы.

Многие дома знати были ярко расписаны, имели затейливые кровли, сложные резные украшения. Каменные храмы поражали своими огромными размерами, строгостью и соразмерностью внешней формы и исключительной красотой внутренней отделки. Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».

Житель древней Руси или иноземный купец («гость», как его тогда называли), подъезжая к Киеву, издалека видел его высокие стены, сверкавшие золотой отделкой главные ворота, названные Золотыми, возвышавшийся в центре города Софийский собор.

Софийский собор был построен на месте победы воинов Ярослава Мудрого над печенегами и стал символом расцвета Киевской Руси.

Стены Софийского собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича — плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести. Центральный купол окружали четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых. Фасад разрезали глубокие ниши. Вокруг храма шла открытая галерея. Храм увенчивали так называемые закомары — полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.

Внутри храма стены снизу доверху украшали фрески — живопись водяными красками, нанесенная художником по сырой штукатурке. Центральный купол и арки покрывала мозаика — красочные изображения из смальты (стекловидных камешков) различных цветов. Древние мастера использовали здесь до 130 оттенков мозаики: синего, голубого, фиолетового, золотого тонов. Этим определяется особый, неповторимый колорит мозаики Софийского собора. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, и, когда сквозь окна проглядывало солнышко, они переливались яркими красками.

Скань.  Украшения из тонкой скрученной серебряной и золотой проволоки неширокие проемы окон на них падал свет, все изображение искрилось, переливалось разными цветами, поражая воображение каждого, кто входил в храм.

Прекрасные храмы и дворцы возводились в Новгороде и других городах древней Руси.

Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский… (народ).

 

#liblbt #удАлёнка #лабытнанги #библиотека #культурарядом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.