18+ М. Этвуд. Рассказ служанки.

Этого следовало ожидать. Карантин ещё не снят, ограничения пока действуют, но на горизонте видны проблески.  Тотальный режим самоизоляции снят, хотя и не полностью, некоторые организации вернулись к исполнению своих обязанностей, хотя многие всё ещё находятся взаперти. К сожалению, библиотеки по-прежнему не могут обслуживать читателей, поэтому мы снова поговорим с вами о тех книгах, которые были оценены достаточно высоко, чтобы получить собственную экранизацию.

Сегодняя предлагаю вам окунуться в роман, который рассматривает одну из самых распространённых проблем современного мира. Даже не окунуться, а погрузиться, отправиться на дно, ведь роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» — это не просто роман о тяжелой доле женской половины общества, а история, пропитанная трагизмом и безысходностью, где тяжбы и лишения возведены в абсолют и не предусматривают возможность апелляции.

Маргарет Этвуд —  канадская англоязычная писательница, поэтесса, литературный критик, активистка охраны природы и феминистка в далеком 1985 году  пишет роман «Рассказ служанки», она даже не подозревает, какие изменения принесет в мир её история. В том же году роман получает Премию Генерал-губернатора, в1986 году он попадает в шорт-лист «Букеровской премии», а в 1987 роман получает стразу две премии «Премию Артура Си. Кларка» и «Премию Прометея». Её другие книги также были удостоены высоких наград, но именно «Рассказ» стал выдающимся, ведь спустя 35 лет она пишет долгожданное продолжение, которое приносит ей «Букеровскую премию». Но сейчас не о нём.

Роман-трагедия, роман-антиутопия, которая нашла своих поклонников по всему миру, продолжает завоёвывать внимание. Сюжет книги разворачивается втоталитарном государстве — Республике Галаад, представляющей собой псевдорелигиозную теократию, Гилеад в оригинале, бывшем США. После победы в революции и приходу к нынешнему политическому строю, правительство, озабоченное низкой рождаемостью, принимает решительные меры. В специальные центры свозят фертильных женщин, которые теперь должны выполнять свою главную миссию – рожать детей для бесплодных женщин более высокого статуса, жён офицеров. Неспособных родить объявляют «неженщинами» и высылают в лагеря, где они работают, например, на переработке токсичных отходов и быстро умирают. Те, кому повезло с фертильностью, называются Служанками. У них нет никаких прав, кроме священной женской миссии. Им нельзя читать, носить одежду по своему выбору, только униформу – алый плащ и белый колпак. В дивном новом мире женщины не имеют права владеть собственностью, работать, любить, читать и писать. Они не могут бегать по утрам, устраивать пикники и вечеринки, им запрещено второй раз выходить замуж. Им оставлена лишь одна функция.

Главную героиню зовут Фредова, по имени её хозяина Фреда. Она Служанка. Именно за её судьбой мы будем наблюдать. Хотя, с другой стороны, огромное значение в романе играют и другие персонажи, и, обозначить Фредову главным действующим лицом, однозначно, нельзя.

Нет смысла рассматривать сюжет под микроскопом,ведь  есть огромное количество интернет-ресурсов, на которых были досконально расписаны и сюжет, и исторические параллели, и художественные достоинства и недостатки книги, текст препарирован на цитаты, раскритикован перевод, выплеснуты эмоции. Я хочу поговорить о книге как таковой.

Сейчас вы скажете, что, мол, я буду хвалить книгу и указывать на то, как она прекрасна. А вот и нет! Я являюсь большим поклонником антиутопий, а роман Этвуд, без сомнения,  предстает именно таковым, не вызвал у меня той самой, главной эмоции, которая присуща этому жанру – осознанию. Основная проблема романа – непонимание того, как в сердце светоча мировой толерантности, США, могла произойти подобная революция? Каковы были предпосылки, причины? А далее вся эта система развивается абсолютно нелогично. Ведь если отталкиваться от их суждений и возводить женщину, которая может родить ребенка на пьедестал, то по каким причинам они издеваются над ними и устраивают казни. Значимость и важность приданная женщинам в начале, теряет своюбезусловность. Множество нюансов автор выносит за рамки повествования и оставляет возможность читателю самому выдвигать теории и строить домыслы. С одной стороны, это не плохо. Но романы – антиутопии всегда создавались с целью предупредить и предостеречь общество от подобных ошибок, и непонимание истоков проблемы не позволит найти своевременное решение, что может привести к плачевным результатам в будущем.

Но, как бы ни было, сюжет всё равно остается интересным и нетривиальным. Давайте взглянем на текст. И здесь тоже не всё хорошо. Лично мне было сложно читать отрывистый и рваный текст. Скорее всего, это особый стиль повествования автора, который должен расставлять приоритеты в тексте и акцентировать внимание на главном. Так и происходит, но вот для человеческого восприятия этот стиль сложен и способен оттолкнуть читателя от произведения. Но ближе к кульминационным событиям стиль меняется, и дальше действия развиваются в привычной для нас манере.

Сказать однозначно, что эта книга обязательна к прочтению, я не могу. Сугубо индивидуально. Если вас не пугает подобный авторский стиль, и вы хотите познакомиться с первоисточником, дерзайте. А что касается сюжета, есть надежда на то, что роман продолжение «Заветы», который вышел в 2019 году приоткроет завесу тайны и сможет пролить свет на некоторые тайны «Рассказа».

Ну, что ж, а теперь поговорим об экранизации, точнее об экранизациях. Было две попытки экранизировать роман  — полнометражный фильм 1989 года «История служанки» и сериал «Рассказ служанки» 2017 года, который на данный момент насчитывает три сезона и продлен на четвертый. По первому не могу сказать ничего, поскольку, до недавнего времени не знал о его существовании вовсе, и поэтому хочу обратить ваше внимание на сериал.

Здесь, как и в книге, вся история строится на тех принципах и законах, установленных на территории нового государства Галаад. И герои те же, вот только сериал более детально нам показывает их судьбу. Нас ждут флэшбэки – истории жизни до, что позволит немного детальнее взглянуть на проблему и, возможно, понять причины поведения некоторых из них.

Что касается актерского состава и команды режиссера, то здесь создатели шоу постарались на славу. Элизабет Мосс, Энн Дауд, Мадлен Брюэр, Аманда Брюгел, Алексис Бледел, СамираУайли – и это не полный список актрис, задействованных в экранизации.  Разработкой шоу занимались Брюс Миллер, который также является исполнительным продюсером вместе с Дэниелом Уилсоном, ФрэнСирс и Уорреном Литтлфилдом, а сама Этвуд выступила в роли консультирующего продюсера, и даже появилась в небольшом камео.

Если быть откровенным, сериал мне понравился гораздо больше литературного оригинала. Игра актеров и потрясающая атмосфера, создаваемая превосходным визуальным рядом, музыкальное сопровождение, нагнетание сюжета – всё это заставляло меня смотреть дальше и дальше.

Если вы ещё не знакомы с данным произведением, я рекомендую вам сначала посмотреть шоу, а после прочитать книгу, в таком порядке у вас будет больше шансов не погрязнуть в потоке мыслей главных героев и дойти до конца.

На этом я с вами прощаюсь. «Рассказ служанки», по традиции, можно найти на полках наших библиотек, но только после окончательной отмены режима самоизоляции и снятия всех ограничений. Кроме этого, можно будет оставить заявки на прочтение второго романа из серии «Заветы», которыйв скором времени появится в нашем фонде. Ну, а пока, берегите себя и соблюдайте правила карантина. Не болейте, не скучайте, до новых встреч!

#этвуд_рассказслужанки

#читаемдома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.