Мифы, легенды, сказания Ямала. Обычаи и традиции народов Севера

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот — живут поныне.

(Роман Ругин)

Удивительный край Ямал! Первые сведения о Ямальской земле, о коренных народах, проживающих на ней – ненцах и ханты, относятся ХI веку. Однако новгородские купцы проникали на край Земли (именно так переводится с ненецкого слово «Ямал») и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю, как дождь из туч. Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой, другими товарами. Сегодня мы поговорим о легендах и мифах, бытующих у коренного населения края, о традициях, приметах, обычаях. Много интересного могут нам рассказать они… А что означает слово миф? В переводе с греческого миф — предание, сказание. Однако это было не просто сказание, а попытка древнего человека объяснить окружающий мир.

Миф о создании богом людей (народ ханты)

Когда была готова земля, на ней должны были появиться жители и Нум (Верхний бог у народа ханты) принялся за создание людей. Первая попытка была неудачной, созданные люди стали лесными людьми. Во второй раз возникли люди, сплошь покрытые волосами, которые, однако, поев запрещённой для них богом “ягоды лесных людей” — голубики, утратили волосяной покров и стали жертвами холода и сырости. На третий раз бог взял прутья вербы, сплел из них скелет, покрыл его слоем глины, положил перед собой и дунул на него. Безжизненные фигуры людей пробудились к жизни, и это было началом человеческой истории.

Ненецкий миф о происхождении людей на земле.

В давнишние времена неба не было, земли не было. В некую пору красное небо стало расти, подобное крови. Посреди него некто сидящий вниз смотрит. Внизу сплошь вода. Однажды подумал он так: — Кто же я? Если я дам себе имя – хорошо будет. Теперь я должен назвать себя богом. Что я создам? – Землю создать надо. Откуда-то земли кусок взял он. Этот кусочек земли бросил вниз. Упал кусочек вниз, в оду. Упал – стал расти, в большую землю превратился. Однажды, увидев эту землю, бог сказал: “Земля-то моя в большую землю превратилась. Вот только населения на ней нет, для глаз очень неприятно. Надо создать живое. После этого стал он разные породы животных создавать. Опять однажды взглянул: звери с шумом скачут – люди появились. В водах водяные животные появились. Увеличилось население земли. Думает бог: «Так очень нехорошо! Никогда не умрут. Надо, чтобы понемногу умирали. Тогда их земля будет хорошей. Надо теперь болезни создать. Создал бог болезни. Начали жители земли умирать. Посмотрел опять бог и сказал: «Теперь моя земля стала лучше. Население её сильно возрасти не может, совсем вымереть тоже не может». Много легенд могут рассказать о людях и их родине, так как Ямал край удивительный и загадочный. Издавна на Ямале ходят легенды о «сихиртя» в переводе с ненецкого языка —   «люди, живущие под землёй». Ненцы наделяют маленький удивительный народец сихиртя таинственной силой. Они умеют говорить мысленно, а при встрече приносят радость или беду. Живут под землей, выходят на поверхность только ночью, рыбачить, охотиться. Им известны способы обработки металла, они хранители подземных кладовых золота и серебра. Живописец, график, кандидат исторический наук, научный руководитель – доктор исторических наук, профессор, автор трех монографий: «Шаманы и Боги», 1998; «Мифы и предания ненцев Ямала»., 2001; «Культовые памятники Ямала», 2003, всю свою жизнь посвятил изучению народных верований

В последние годы ямальский художник Леонид Лар все чаще обращается в своем творчестве к сюжетам шаманского фольклора и фигуре самого шамана — хранителя ду­ховной культуры ненцев.

В книгу Л. А. Лара «Шаманы и боги» вошли записанные автором тексты легенд и шаманских песен, отражающих древнее мировосприятие ненцев. Вы найдете характеристику шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, узнаете о социальной  роли шаманов, их положении в обществе и влиянии на общественную жизнь.

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. У коренных народов Ямала одним из главных обрядов является Обряд поклонения огню. Огонь для народов Ямала — это образ рода, племени, имени, фамилии и славных дел. Огонь — это знак глубокой памяти о предках, о тех, кто ушёл из жизни безвременно. По традиционным представлениям в огне воплощался главный покровитель семейного счастья, любви, согласия и благополучия.

У северных народов есть ещё один интересный обряд: в святых местах в тундре на дерево завязывали ленточки, кусочки тканей, при этом каждый загадывал желание

Хомич, Людмила Васильевна -этнограф, лингвист, кандидат исторических наук, собиратель ненецкого фольклора написала интереснейшую книгу «Ненцы. Традиционная культура. Хозяйство»,2006

Краеведы и просто люди, интересующиеся историей Севера, прекрасно знакомы с работами Людмилы Васильевны Хомич. Можно без всякого преувеличения сказать, что такой подробной и всесторонней монографии, посвященной какому-либо из народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, как ее «Ненцы», вы больше не найдете.

Народный фольклор передается из поколения в поколение, он учит, он воспитывает, вот, например,

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи». А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву». И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

В книге Харючи Галины Павловны, известного этнографа «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса» рассматривается соотношение традиционного уклада жизини ненецкого этноса с новейшими явлениями в его культуре в течение последних десятилетий ХХ в. Галина Павловна — автор книги (по отцу принадлежащая к ненецкому роду Яндо) опирается во многом на собственные знания и полезные материалы. Уникальная культура Ямала складывалась многими тысячелетиями. Как свидетельствуют раскопки археологов, этому культурному наследию более 10 тысяч лет. Быт местных жителей формировался в суровых условиях, такие традиции существуют и сейчас. Художественное творчество всегда служило отдушиной и украшением в этих северных широтах, повсеместно поддерживается оно и теперь. Душа народа воплотилась в сохранении веры и языка, произведениях прикладного искусства, национальной одежде, песнях и танцах, соблюдении традиций и обрядов, знании народных праздников, в сказках, легендах, загадках. Песни северных народов передаются из поколения в поколение, при этом каждый исполнитель имеет право вносить что-то новое. Мелодия вольная, как белая снежная равнина, ритм повторяет стук оленьих копыт, текст также свободен, восклицания выравнивают строчки. Танцы, как и песни, могут быть бытовыми, трудовыми, ритуальными, шуточными и личными. Движения танца могут повторять животных или птиц, рассказывать языком хореографии об охоте или рыбалке, изображать занятие рукоделием или укачивание младенца в колыбели. Долгими зимними вечерами в ненецких семьях всегда звучали голоса детей, пелись народные песни, проводились разные народные игры.

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.

Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

У одного ум в словах, у другого — в делах.

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Оставленный в тундре запас- и для нас, и для вас.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.

Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.

Слово, что лжёт, далеко не уйдёт…

Если русские говорят, что хлеб — всему голова, то ненцы то же самое говорят о чае. Без всякой науки на собственном опыте они познали его профилактические и лечебные действия. Раньше чайные растения в конце лета собирали женщины и дети. Это – куропачья ножка, цветы и листья княженики, тундровые ноготки. Когда появилась возможность покупать чай, сбор трав в больших количествах прекратился, так как ненцы стараются как можно меньше ущерба наносить природе. После угощения в любом чуме моют посуду, а в чуме есть свои тонкости. В бесснежный период воду приходится нести в ведрах издалека по болотистой тундре, а в морозное время таскать снег, греть его, а ведь для этого нужны дрова. И жизнь научила ненцев выходить из трудного положения. У оленеводов имеются вандеи. Вандеи – это грузовая нарта, в некоторых из них хранятся тонкие березовые стружки. Женщины с помощью этой стружки очищают и вытирают посуду.

Липатова, Людмила Федоровна (член Союза журналистов Ямала и России ; 1939-). «Дорогами кочевий» собраны свидетельства жителей Ямала и учёных, ищущих истину и получивших удивительные встречи. В этой книге переплетается всё, от бабочек и сохранения природы, до уроков прошлого и мистики

 

И завершает наш библиотечный путеводитель книга «Ямал-регион: историческая ретроспектива и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ямальские гуманитарные чтения», 2006, в которую входят статьи ученых, журналистов, людей, не равнодушных к своей культуре, к своему народу.

Содержание:
Пархимович, С. Г. К вопросу о миграциях коми в Нижнее Приобье в XII-XVII вв. / С. Г. Пархимович
Белич, И. В. К этнической истории северных селькупов / И. В. Белич
Мартынова, Е. П. Род у нижнеобских хантов / Е. П. Мартынова
Талигина, Н. М. Проблема исследования семейно-бытового обрядового фольклора нижнеобских хантов / Н. М. Талигина
Харючи, Г. П. К вопросу о квалификации священных мест ненцев / Г. П. Харючи
Туров, С. В. Традиционные хозяйственные и промысловые постройки старожильческого населения Обдории / С. В. Туров
Вальгамова, С. И. Словарь И Грамматика П. Е. Хатанзеева как социолингвистический источник / С. И. Вальгамова
Лаптандер, Р. И. Социолингвистическая характеристика п. Антипаюта Тазовского района ЯНАО / Р. И. Лаптандер
Баранова, Т. А. Особенности реализации национально-регионального компонента в системе образования ЯНАО (на примере преподавания лингвистических дисциплин в вузе) / Т. А. Баранова
Макеев, А. Ф. Особенности развития поисково-краеведческой деятельности на Ямале / А. Ф. Макеев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.