Тайны  мастерства (древние ремесла коренных народов Севера)

Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север мой!

Народное творчество коренных малочисленных народов Ямала складывалось на протяжении веков и тысячелетий, оно донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а  традиционные промыслы и ремесла ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян свидетельствуют о тесной связи с природой, с окружающим миром. Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особый быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, существующие и поныне, объединившей человека и среду его обитания в единое неразрывное целое.

Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России.  В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры, что находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей.

Не секрет, что в основном, жители Севера занимались ловлей рыбы, охотой на лесного зверя и т.д. Местные охотники стреляли медведей, куниц, рябчиков, белок и иных животных. Большой популярностью пользовались промыслы народов севера на диких оленей. Охота на оленей – это очень интересный и достаточно сложный промысел, который требует определенных навыков. Запасшись всем необходимым, охотники оправлялись в поход по следам оленьих стай. Разыскать оленьи следы было достаточно сложно. После того как охотник попадал на тропу оленей, он оставался исключительно в легкой одежде и достаточно быстро начинал мчаться в сторону оленей. Все необходимые вещи для ночлега, а также продовольствия сзади охотников сопровождали люди артели.

Стоит отметить, что в то время очень ценили оленьи шкуры, из которых шили одежду, делали чумы и т.д. Если точнее, то один опытный охотник мог с легкостью застрелить более десяти оленей. Главным лесным промыслом оставалась охота на лося и оленя.  Ханты и манси ставили «изгороди» и зверя загоняли в «ловчие ямы». Охотились на лесную и водяную птицу. Всюду было распространено собирательство. В низовьях Оби северные ханты держали домашних оленей. Из мяса оленей местные жители делали солонину. Большой ценностью в то время считались шкуры молодых оленей.  Дело в том, что такие шкуры не имели пятен.

Кроме этого, многие жители занимались рыболовством. Для некоторых народов главным помыслом была ловля куропаток, которых здесь водилось огромное количество. Именно в марте местные охотники начинали отстрел куропаток. А благодаря охоте на оленей и куропаток выжило большое количество людей Севера.

Также востребованной была резьба по кости у народов севера.

Резчики использовали рог оленя и лося, редко — мамонтовую кость, которую находили в земле или выменивали. Из кости вырезали крепилки для сухожильных нитей, орнаментировали их точками, кружками, линией сомкнутых треугольников. Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши.

Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

В ходу  были и изделия из бересты: ковши, вёдра, короба для сухих продуктов и хранения предметов рукоделия (круглые и прямоугольные), кузовки, четырёхугольные миски-чуманы и большие заплечные кузова. Из дерева долбили корытца для рыбы и мяса, ложки-черпалки; делали нарты, оленьи шесты-хореи, лопатки для выбивания пыли и снега, детские игрушки, музыкальные инструменты, вёсла, лодки-долблёнки и каюки, украшенные изображениями зверей и птиц. Некоторые «суда» имели берестяную крышу. Были и челноки, полностью сделанные из бересты.

Этническая специфика  видна не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т. д.

На сегодняшний день сохранились основные виды традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала:

  • Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.
    •Художественная обработка кости, оленьего и лосиного рога.
    • Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).
  • Резьба по дереву.
  • Художественная обработка бересты. Изделия из меха.

Наиболее полно и емко самобытное народное искусство  отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Это и понятно. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывалась окружающей природой, суровым климатом Заполярья. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда, совсем счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.

Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служила и служит  защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.

Мужская и женская одежда – это малица  с капюшоном и шуба из оленьего меха.

Мужская обувь различалась по сезонам. Шили ее мехом наружу, с кантиками цветного сукна (красного, желтого, зеленого). Обычно богато украшали перед и носок обуви.

Женская обувь имела те же форму и покрой, что и мужская. Характерная особенность меховой обуви – украшение в виде поперечных полосок, расположенных спереди внизу голенища, и отсутствие полосок ниже колена, характерных для мужской обуви. В отличие от мужчин свою обувь женщины не подвязывали под коленом.

Женские головные уборы ненцев разнообразны. Наиболее распространен среди всех групп, за исключением канинских ненцев, двойной меховой капор. Кроили его из трех частей: широкой полосы из двух кусков камуса, Все части капора соединяли с помощью вшитых орнаментированных полосок, выполненных техникой меховой мозаики. Искусство шитья капора до сих пор живо на Ямале.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства являлось шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Меховая одежда совершенствовалась веками.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера — искусство изготовления украшений из бисера.
Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляли собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. И сегодня они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

Число профессиональных художников в округе невелико. По-разному складывается их творчество, но созданное ими представляет явление значительное и неповторимое, являющееся составной частью культуры Ямала.

Позвольте представить вам очень интересные издания серии «Уроки мастерства», в которых вы  не только познакомитесь с традиционными видами искусства народных умельцев, но и сможете самостоятельно постичь тайны их мастерства.

Уроки мастерства: комплект методических пособий: [Изоматериал] / Государственное бюджетное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной Дом ремесел». — Салехард : ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремесел, 2018.

Содержание:
Изготовление традиционного бубна: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Л. Н. Салиндер : фот. цв.
Тайны мастерства. Изготовление игрушки из дерева и кости : методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Л. Н. Салиндер : фот. цв.
Изготовление национальных утилитарных изделий из дерева и бересты: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Н. Салиндер : фот. цв.
Тайны мастерства. Ненецкая традиционная зимняя женская шапка-капор: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Л. Н. Салиндер : фот. цв.
Традиционный национальный мужской пояс: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, Л. Н. Салиндер : фот. цв.
Тайны мастерства. Традиционная ненецкая игрушка «нухуко»: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Л. Н. Салиндер : фот. цв.
Изготовление традиционной женской сумки народа ханты «тучанг»: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, лит. основа Л. Н. Салиндер : фот. цв.
Тайны мастерства. Национальная детская зимняя одежда — малица: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, Л. Н. Салиндер : фот. цв.
Тайны мастерства. Изготовление традиционного ножа с рукоятью и ножнами из кости: методическое пособие из серии «Уроки мастерства» / ред. З. В. Худи, С. В. Корольков : фот. цв.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.