Дорогие наши друзья, 22 октября исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося поэта, писателя и переводчика Ивана Алексеевича Бунина – первого русского Нобелевского лауреата в области литературы. Позвольте пригласить вас в путешествие по творчеству писателя, вы узнаете много нового и интересного о личности писателя, а также окунетесь в мир его творчества, познакомитесь с интересными фактами из жизни писателя. Когда читаешь книги Бунина, не покидает впечатление: их автор – интеллигентный, высокообразованный человек. На самом деле получить хорошее образование молодому Бунину не удалось. До 11 лет И. А. Бунин воспитывался дома, а в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года вернулся домой. Перемена привольной домашней обстановки на полуказарменный быт была для впечатлительного мальчика тяжелым испытанием. Мать Бунина, Людмила Александровна, рассказывала, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей». Уже тогда она знала, что сын будет особенным, ибо «ни у кого нет такой тонкой души, как у него».
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, шепчет мама.
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять.
Всю свою дальнейшую жизнь Бунин занимался самообразованием. Большую помощь в этом оказывал старший брат Юлий. В 17 лет Иван Бунин напечатал свое первое стихотворение, в 24 года – первый рассказ в солидном журнале «Русское богатство». В 1895 году Бунин входит в литературную среду, знакомится со Львом Николаевичем Толстым и Антоном Павловичем Чеховым, перед творчеством которых он преклонялся всю жизнь. Спустя 14 лет к Бунину-поэту приходит успех и широкая известность, благодаря выходу в свет сборника стихотворений «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Бунин очень любил осень. Этому времени года посвящено не одно стихотворение.
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада…
Медленно рдеет заря.
Сборник стихотворений вызвал многочисленные восторженные отклики критиков и был удостоен Пушкинской премии Российской академии наук, а в 1909 году за стихотворения и переводы он получит звание почетного академика Российской академии наук. За грустный колорит очень живописных и красочных стихов поэта Максим Горький сравнивал Бунина с художником Левитаном.
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее…
Бунин-стихотворец был еще и замечательным прозаиком. Свидетельство тому его рассказы: «Веселый двор», «Грамматика любви», «Антоновские яблоки».
И в поэзии, и в прозе Бунина мы слышим философские размышления. Например, мысль о том, что «нет никакой отдельной от нас природы. Что каждое движенье нашей собственной жизни» мы слышим в стихотворении «Вечер».
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Счастливой жизнь поэта делала и любовь. Любовь дает поэту «какую-то творческую силу создать что-то настоящее».
В дачном кресле, ночью, на балконе…
Океана колыбельный шум …
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.
Ветер приходящий, уходящий,
Веющий безбрежностью морской …
Есть ли тот, кто этой дачи спящей
Сторожит покой?
Но семейная жизнь у поэта не сложилась. Смерть 4-летнего сына Николая заставила поэта сделать вывод, что он не рожден для семейного счастья и что он должен идти своим путем творца. Семейный очаг, собственный дом – эти слова для Бунина были всего лишь мечтой. Покинув родительский дом, Иван Алексеевич за всю свою 83-х летнюю жизнь так и не обрел другого своего дома. Он, дворянин с многовековой родословной, — вечный странник, не имеющий своего угла.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Войну 1914 года Бунин принял как «беспримерную катастрофу», Октябрьской революции не принял. Разруха в стране, отъезд интеллигенции из России болью легли на сердце писателя.
Мы сели у печки в прихожей,
Одни, при угасшем огне,
В старинном заброшенном доме,
В степной и глухой стороне.
Жар в печке угрюмо краснеет,
В холодной прихожей темно,
И сумерки, с ночью мешаясь,
Могильно синеют в окно.
Ночь — долгая, хмурая, волчья,
Кругом все снега и снега,
А в доме лишь мы да иконы,
Да жуткая близость врага.
В 1920 году Бунин эмигрирует из России и обосновывается во Франции. Зиму проводит в Париже, а лето, в небольшом городке Грассе.
«Все мое творчество за границей, — говорил Иван Алексеевич Бунин, — построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину, ее поля, деревни, природу… Я не мог обрести свою вторую Родину здесь. Я пишу о смысле жизни, о любви, о будущем». Именно об этом светлый рассказ писателя «Косцы».
«…Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее и пели. Это было давно, это было бесконечно давно, потому, что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже во веки. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им…»
В годы эмиграции Бунин много работал, его книги выходили почти каждый год. Он написал рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Божье древо». В своих произведениях Бунин стремился соединить поэтический и прозаический язык, поэтому важное место в них заняли образные детали второго плана. Например, в «Солнечном ударе» автор живописно описал раскаленный добела волжский пейзаж.
В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева».
Именно за роман «Жизнь Арсеньева» в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. В официальном сообщении говорилось: «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».
Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.
Полученные от Шведской академии средства не сделали Бунина богатым. Значительную часть премии он отдал нуждающимся.
В 1944 году он закончил сборник «Темные аллеи», куда вошли 38 рассказов. Среди них — «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза», «Визитные карточки». Позже, через девять лет, он дополнил собрание еще двумя рассказами «Весной, в Иудее» и «Ночлег». Сам автор считал лучшим своим произведением именно рассказ «Темные аллеи».
Бунин любил путешествовать. Он объехал весь Юг России, был во многих восточных странах, хорошо знал Европу, странствовал по Цейлону и Африке. В поездках его «занимали вопросы психологические, религиозные, исторические», он «стремился обозреть лица мира и оставить в нем чекан души своей».
Некоторые свои произведения Бунин создал под влиянием путевых впечатлений. Например, во время путешествия на пароходе из Италии у него родился замысел рассказа «Господин из Сан-Франциско», а после поездки на Цейлон он сочинил рассказ «Братья».
И.А. Бунин умер 8 ноября 1953 года «под чужим небом в ненужном и горьком изгнании, которое он сам создал для себя, в непереносимой тоске по России и своему народу». Так говорил русский писатель К. Паустовский.
Дорогие друзья, надеемся, что с творчеством Бунина ваше знакомство продолжится!