«Смотритель» Виктор Пелевин

Разобраться в литературном многообразии и выделить для себя выдающиеся экземпляры книг могут далеко не все. А если учитывать фактор постоянного роста молодых авторов и объемы издаваемых книг, то можно сказать, что таких людей единицы. Для того чтобы не тратить свое время в пустую в попытках откопать на страницах интернета интересующую вас книгу, мы подготовили этот цикл статей специально для вас. Доброго дня, дорогой читатель! На связи библиотеки города Лабытнанги.

Называйте это как хотите: «Списки», «Топы» или «Подборки». Мы стремимся поделиться с вами теми книгами, которые, на наш скромный взгляд, являются наиболее значимыми для всего литературного мира. Многие из них вам хорошо известны, о других вы даже не слышали, но, тем не менее, каждое из этих произведений привнесли в мир многое, за что их можно любить или ненавидеть, восхищаться или презирать, но не говорить о них просто невозможно. Поэтому #поговорим.

Сегодня мы поговорим про ожидания, нежелание меняться и брезгливости. Об эскапизме, поиске себя и, скорее всего, о неприязни всего нового. И мне хочется представить автора, который когда-то вызывал бурную реакцию после упоминания фамилии, а все люди делились на два лагеря: тех, кто не понимал его и за это ненавидел, и тех, кто не понимал его, но любил и восхвалял. Именно так. Третьего не дано. А что сейчас?

Скорее всего, нет человека, который никогда и ничего не слышал об этом авторе. Возможно, они не знакомы с его творчеством близко, но точно слышали о нем – Виктор Пелевин с его непревзойденным «Чапаевым», амбициозным «Ампиром», и абсурдным «Generation». Но сегодня мы рассмотрим другое его творение, а именно «Смотритель», произведение, целостность которого было нарушено изданием в двух томах. Но, несмотря на это, было номинировано на премию «Большая книга».

Когда-то немецкий вокалист, автор текстов песен и фронтмен метал-групп Rammstein, Тилль Линдеманн сказал, что искусства не бывает без боли. Здесь можно добавить, что искусства не бывает и без любви. Так вот, ни любви, ни боли в этом романе Пелевина нет. Впервые у меня при прочтении его книги не возникло ощущение замещенной реальности, где, присущий «Пелевинскому» слогу эскапизм, то, чего я, по правде сказать, всегда жду от его романов. Миры Пелевина известны своей оригинальностью и, по моему личному мнению, непроработанностью. Таким образом, полёт для фантазии читателя грандиозный. Обычно нас кидают в гущу событий с минимум вводных данных, что даёт нам возможность достраивать декорации самим. В «Смотрителе» появилась четкая структура мира персонажей, нам рассказывают о Вселенной, и только о ней. И что мы получаем в сухом остатке — заводная игрушка 18 века. Красиво, но души нет.

Давайте взглянем на роман поближе. Главной основополагающей является представление об иллюзорности всего сущего. Мир, в котором разворачивается действие, называется Идиллиум и возник он в конце XVIII века. Тогда несколько посвященных, в числе которых были Бенджамин Франклин, русский император Павел I и предводитель всех медиумов планеты Франц-Антон Месмер, смогли визуализировать, а после расширить и обжить целый новый мир, основанный на  особом веществе — Флюиде, связывающем вместе дух и материю. Мудрецы покинули наш мир и во плоти переселились в созданный ими мираж, куда увели многих своих приближенных. После этого дверь между мирами захлопнулась, Идиллиум, ведомый своими правителями, отправился в самостоятельное плаванье. Павел I стал его первым правителем — или, пользуясь местным жаргоном, Смотрителем, а после него власть перешла к роду де Киже. Один из его представителей — юный Алексис де Киже, сменивший на престоле Никколо III, и является героем-рассказчиком романа: на протяжении всего первого тома он готовится к восшествию на престол, а после проходит зануднейшую многоступенчатую инициацию.

Когда читаешь Пелевина, хочется «чтоб было так же, как раньше, но по-другому». Хочется, чтобы тот восторг от первой борьбы с «ними» повторялся из раза в раз, заново, и не важно, кто эти самые «они». Ведь в те времена все казалось открытием, все сказанное или написанное было отчаянно юным и смелым. И от этого мы снова и снова ждем тех удивительных строчек, после которых череда событий увлекала тебя настолько, что ты был готов на все. Но, как бы ни было это печально, всем нам известно, что в одну реку нельзя войти дважды.

Говорят, что негативный опыт – тоже опыт. С этим не поспоришь. После прочтения я долгое время не мог поверить в то, что это произведение действительно дело рук мастера Пелевина. Настолько все было удручающим.  Но, тем не менее, каждый автор в любую секунду времени находится в поиске себя. Пусть это был, хоть и не удавшийся, но всё же эксперимент, —  это тоже опыт. И все, кого интересует творчество Пелевина, прочтут роман. Многие даже будут его воспевать, говоря, что это чуть ли не самое «зрелое» произведение автора. Но мое личное и субъективное – «Смотритель» весьма проходной.

Еще раз напомню, это лишь мое мнение, ваши комментарии и взгляды на творчество Пелевина можете оставлять под этим постом, обсудим.

«Смотритель» и другие произведения автора можно найти в наших библиотеках, а также на сайте нашей библиотеки в разделе электронный каталог.  А мы с вами прощаемся, до следующей недели. Всего хорошего!

#поговорим #лабытнанги #библиотека #liblbt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.